Клуб получателей прибыли на фондовом рынке


Коэффициенты рентабельности (Profitability ratios)

III. Коэффициенты рентабельности (Profitability ratios)

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько
прибыльна деятельность компании.

1. Коэффициент рентабельности продаж (Return on sales), %

Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж
предприятия. Главный и наиболее часто упоминаемый показатель рентабельности.
Для российских предприятий уже хорошо если он не отрицательный и приведен
в соответствии с уровнем инфляции. Для западных предприятий рентабельность
варьируется от отрасли к отрасли и принимает свои собственные значения.

Рассчитывается по формуле:

ROS = (чистая прибыль / чистый объем продаж)*100%


2. Коэфф. рентабельности собственного капитала (Return on shareholders’ equity), %

По сути главный показатель для стратегических
инвесторов (в российском понимании — вкладывающих средства на период более
года). Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного
собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным
альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия. Рентабельность
собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли
заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Показатель
рентабельности собственного капитала также характеризует эффективность
работы менеджеров компании — эмитента. Если из множества компаний одной
отрасли доход на акционерный капитал много меньше, чем у остальных компаний,
то у данной компании, возможно, при выполнении некоторых условий существуют
перспективы роста, а следовательно повышение рыночной стоимости акций.

Рассчитывается по формуле:

ROE = (чистая прибыль / собственный капитал)*100%


3. Коэффициент рентабельности активов предприятия (Return on assets), %

Также немаловажный показатель. Позволяет определить эффективность использования активов предприятия.
Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли
заработала каждая единица активов. Показатель
рентабельности собственного капитала характеризует эффективность
работы финансовых менеджеров компании и специалистов в области управленческого учета.

Рассчитывается по формуле:

ROA = (чистая прибыль / активы предприятия)*100%


4. Коэффициент рентабельности оборотных активов (Return on current assets), %

Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении
достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам
компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно и
быстро используются оборотные средства. У разных отраслей желаемый коэффициент
рентабельности разный — так у отраслей с большими капитальными вложениями
и длительным производственным циклом рентабельность оборотных активов будет,
как правило, ниже чем у отраслей с меньшими капитальными затратами и быстрым
производственным циклом.

Рассчитывается по формуле:

RCA = (чистая прибыль / текущие активы)*100%


5. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (Return on fixed assets), %

Демонстрирует способность предприятия обеспечивать
достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем
выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные
средства, а также тем быстрее окупятся новые инвестиции в основной капитал.

Рассчитывается по формуле:

RFA = (чистая прибыль / долгосрочные активы)*100%


6. Коэффициент рентабельности инвестиций (Return on investment), %

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось
предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель
является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности.

Рассчитывается по формуле:

ROI = (чистая прибыль / собственный капитал + долгосрочные обязат.)*100%


7. Рентабельность продаж по маржинальному доходу (Gross Profit Margin), %

Показывает, отношение маржинального дохода предприятия к выручке от реализации.

Рассчитывается по формуле:

GPM = (выручка от реализации за вычетом переменных затрат / выручка от реализации) * 100%


Предупреждение: следует помнить, что рекомендуемые
значения показателей, как правило, существенно различаются для разных отраслей,
впрочем как и для разных предприятий одной отрасли, и полное представление
о финансовом состоянии компании можно получить только при анализе всей
совокупности финансовых показателей с учетом особенностей деятельности
предприятия.


 
Сайт управляется системой uCoz