Клуб получателей прибыли на фондовом рынке


Глава 1. Основы теории технического анализа. Классические, описанные литературе графические модели

Как известно, Технический анализ (ТА) и его основа — теория «Графических моделей» (ГМ), появились ещё в конце девятнадцатого века. Технический анализ, это способ получения прогнозной информации на основе изучения изменений значений цены в прошлом. Естественно, в то время изменение цены представлялось в таблицах и более наглядно на графиках. Теория исходит из того, что цены изменяются под воздействием спроса и предложения, а не хаотично. Спрос и предложение в свою очередь появляются по общим для всех ЦБ (и прочих биржевых товаров) причинам. И значит, изменение цен можно рассматривать, глядя лишь на график, не зная даже что за товар или ЦБ стоит за ним. Здесь и проявляется основное качество ТА, это возможность принимать решения о покупке или продаже лишь на основе графика цен. Многие представители крайних взглядов на ТА считают использование всей прочей информации не нужной и даже вредной.

Семидесятые годы двадцатого века предоставили возможность использовать компьютер прямо на рабочем месте или дома, в нашу жизнь пришли персональные компьютеры (ПК), которые так же нашли своё применение в ТА. Однако следует признать, что ПК не внесли в ТА ничего нового — они стали лишь приспособлением, с помощью которого стало проще работать с теми же таблицами и строить те же графики. Разве что появилась возможность строить большее количество графиков, учитывать большее количество тех же индикаторов, обрабатывать больший объём информации за меньшее время. Представьте себе, писатель покупает компьютер и использует его вместо пишущей машинки. Да, ему будет удобней и быстрей готовить рассказ для отправки в редакцию, но новые сюжетные ходы ПК ему не подскажет.

Итак, рассмотрим основные постулаты теории ГМ ТА. Излагаться теория будет в основном в соответствии с трудом [1] и отчасти по менее основательной [2].

Во-первых, предполагается, что «графическая модель» — это некая фигура, которую рисует кривая графика цен. Во-вторых, такие фигуры повторяются, то есть их можно формально описать и в дальнейшем легко находить на графиках. В-третьих, эти фигуры можно найти как на графиках любой протяженности. Протяженность зависит от рынка, на котором работает спекулянт и выбранной им стратегии. И может находиться в промежутке от секунд до десятилетий.

Предполагается, что эти ГМ модели могут распространяться на любой отрезок времени. То есть ГМ выявленная на внутри дневном графике способна помочь при определении поведения тенденции и на недельном графике. И главное — эти фигуры с большой долей вероятности говорят о том, как будет дальше развиваться ситуация на бирже. Пойдут ли цены вверх или же наоборот снизятся. То есть, найдя такую характерную графическую модель на только что построенном графике, вы может предсказать, что произойдёт с ценой в будущем.

Классическая теория ТА разделяет ГМ на два вида:

1. Модель продолжения. Для этих моделей характерно продолжение развития имеющейся тенденции. Если цены на ЦБ росли, значит, они будут продолжать расти, а если снижались — продолжат снижение.

2. Модель разворота. Эти модели наоборот предполагают изменение движения на противоположное. Тенденция на повышение цен должна смениться снижением и наоборот.

Такое деление принято, так как считается, что многие модели парные. То есть, отразив модель относительно оси абсцисс, мы получаем ГМ той же группы, но для случая другой тенденции (вместо тенденции к повышению — тенденция к понижению). А потому в классическом ТА деление проводится не по тому к чему приведёт модель — к повышению или понижению, а по тому — произойдёт ли смена тенденции.

Модели могут одновременно проявляться на графике и, конечно, в идеале, они не должны противоречить друг другу, а, совпадая по значению, подтверждать друг друга. Если ГМ противоречат, это не означает их ошибочности, скорее это говорит о возникшей на рынке неопределённости.

Рассмотрим теперь рисунки и описания классических ГМ подробно.

Графическая модель голова — плечи. На рис.1 приведено её общее изображение. Расстояния между промежуточными пиками и минимумами строго не определены, главное — это наличие подъёмов и спадов в определённом порядке. Главное, чтобы в этой модели был основной максимум цен и два пика пониже слева и справа от него. Промежуточные минимумы, окаймляющие основной максимум, могут быть как равны по величине, так и нет. То же самое и с промежуточными максимумами.

По данным классического ТА эта модель относится ко второй группе, к моделям разворота. И предполагает либо продажу имеющихся ЦБ, либо перехода в короткую позицию. Начинать делать это предполагается, после того, как будет нарисовано второе плечо.

Графическая модель перевёрнутая голова — плечи. На рис.2 показана такая ГМ. Всё в точности наоборот как на рис.1. Соответственно это модель возникает при понижении цен, и предполагает возможное изменении тенденции с понижения на повышение. Фигуры изображённые на рис.1 и 2. Как раз являются примером парных ГМ.

Графическая модель двойные максимумы или минимумы. На рис. 3 и рис. 4 изображены такие модели. Здесь важно, что бы цены показав максимум или минимум, после несколько отойдут от него в противоположном направлении, а затем вновь вернутся на этот же уровень. Или приблизительно на тот же уровень. Принято считать, что после повторения максимума (минимума) цены в ближайшее время не смогут его преодолеть. Таким образом, видно, что это модель второй группы — модель разворота.

К активным действиям согласно этой ГМ необходимо приступать, как только станет ясно, что сформировался второй максимум (минимум).

Графическая модель прямоугольник. На рис.5 изображена такая ГМ. Возникает она, когда происходит несколько повышений и понижений цены, приблизительно равной величины. В этом случае цены оказываются, как бы заперты в коридоре, где нижняя планка это ценовые минимумы, а верхняя ценовые максимумы за период. Длительность существования такого коридора определить практически невозможно. Можно лишь сказать, что открытый интерес, активность участников рынка на торгах возрастает, что приводит к значительному движению цен при пробитии одной из планок ограничивающих коридор.

Эту модель нельзя отнести ни к одному из двух типов по отдельности. Такая ГМ может возникнуть и как продолжение тенденции (после прямоугольника) и как перелом её. Использовать колебание цен внутри прямоугольника довольно затруднительно, так как до того как модель будет сформирована самими этими колебаниями. Так что здесь важно определить момент прохождения верхней или нижней планки.

Графическая модель треугольник. На рис.6 показаны примеры таких треугольников. Такие фигуры принято выделять, в случае, если планки аналогичные предыдущей фигуре не параллельны. Возможно, что одна них будет горизонтальна, но вторая всё же будет пересекать её правее на графике. Значение таких фигур тоже двояко, но считается, что они ведут скорее к продолжению тенденции. Игра внутри треугольника не оправдана. Теория предлагает ничего не делая либо переждать эту фигуру в ожидании продолжения тенденции, либо выйти из игры.

Откуда появились все эти постулаты? Этим вопросом не задаются люди, применяющие ТА на практике. Впрочем, все эти фигуры можно найти в книгах изданных «классиками» ТА. Однако, главная проблема — как применить эти аксиомы на практике. Скажем, один довольно известный в России технический аналитик (специалист по волнам Эллиота) как-то сказал мне, что «волны Эллиота очень легко увидеть на графике, но, к сожалению, только по завершении построения графика, когда уже произойдёт всё, что предсказывали эти волны».

Так откуда появились эти фигуры? Не из анализа психологии поведения «биржевой толпы», как можно было понять, прочтя иную книгу, описывающую ситуацию на бирже, соответствующую ГМ, в терминах учебника по психологии. Впрочем, многие предпочитают термины из учебников по военному искусству. Все эти приведённые выше ГМ возникли из анализа графиков. Как проводился и проводится анализ, направленный на нахождение ГМ? Это делается «на глазок». То есть исследователь просто раскладывает перед собой «простыню» миллиметровой бумаги (или монитора компьютера) и, построив на ней график, начинает, внимательно вглядываясь, искать характерные фигуры. Здесь, конечно, огромную роль играет субъективный фактор. Над исследователем довлеет опыт, полученный им на бирже, какие-то предположения (нередко фантастические) о природе поведения рынка. Всё это, конечно, не способствует беспристрастному нахождению и описанию ГМ.

Однако, на мой взгляд, сейчас наступило время передать эти функции поиска ГМ компьютеру. Тому самому персональному компьютеру, который доступен практически каждому и, как я уже говорил в начале, используется далеко не на полную мощь. Здесь важно понять, что спекулянт, играющий на бирже, по статистике должен проиграть. Не претендуя на абсолютную истину, могу сказать, что, узнавая у своего брокера о количестве его клиентов, обнаружил интересную вещь, что я, проторговав на рынке лишь полгода (и «в плюс»), стал старейшим клиентом компании. Основную роль в разорении массового клиента играют комиссионные брокера и расходы на аналитические материалы (газета, купленная утром, ведь это тоже «аналитика»). Важно здесь и отсутствие понимания что делать, уверенности в том, что делаешь и связанной с этим выдержкой — крепкими нервами. Судя по массовому увлечению классическим ТА, все основные принципы уже известны участникам рынка. И уже сами эти методы начинают оказывать обратное влияние на сам рынок. В этой ситуации спекулянту, обладающему значительным запасом времени и выдержки, стоит избрать тактику поиска статистических закономерностей, до сего дня не используемых другими участниками рынка. То есть — не находиться всё время в одном из активных состояний — «покупки» или «продажи», а входить в рынок лишь тогда, когда накопленная статистика цен говорит о явной неоднозначности будущего поведения рынка. Такая статистика может быть накоплена по разным показателям цены. По абсолютной и относительной величине её изменения от значения к значению во времени, по зависимости цены от объёма торгов, по тому как быстро или медленно цена изменяется. Приведу такой пример. Однажды я провёл исследование распределения количества сделок с в зависимости от последней цифры цены сделки. Все сделки были распределены на 10ть групп: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 . Было подсчитано, сколько сделок прошло по ценам соответствующим каждой группе.

Построенный график имел следующий вид:

Как видно, участники рынка предпочитают проводить сделки по «круглым» значения цены. И против ожидаемого — так же по ценам близким к «круглой» цене. Из этого можно сделать вывод, что сами заявки выставляются в большинстве на такие значения цены. Соответственно получается, что цены, увеличиваясь или уменьшаясь не задерживаясь проходя центр графика, и останавливаются на его краях. Это значит, что ваша сделка, наиболее вероятно пройдёт при повышении цены или пробое сложившегося уровня лишь в области 2-4, а не на краю в областях 7-9,0. Этот маленький пример показывает, что психология поведения на бирже в целом одинакова у всех участников.

Впрочем, далеко не все участники РЦБ бездумно принимают методы классического ТА. Можно встретить человека, принимающего лишь часть постулатов на веру, но многие опровергают ТА не глядя. В большинстве своём — это руководство компаний. Собственно, они и не принимают решений, непосредственно связанных с куплей-продажей ЦБ. У них нередко есть пример неудачной работы на рынке. И отсюда есть своё понимание хода торгов на бирже. Обычно всё объясняется просто — существует некий заговор, преследующий цель, вытряхнуть из всех непосвященных в него деньги. Кто эти заговорщики непонятно. Но вот если получить доступ к ним, то можно и самим обогатиться. От «кривых цен» и ГМ моделей такие «специалисты» отмахиваются как от вещей непонятных и необоснованных. И в чём-то они правы. Нельзя быть зашоренным человеком, впрочем, как и излишне доверчивым.

Итак, как видно, множество людей проделали весьма значительную работу, направленную на совершенствование теории ТА, однако, осталась не решена его главная проблема. ТА всегда был исключительно прикладной наукой, а в свою очередь теоретическая основа проработана очень и очень слабо. Фактически вся теория ТА носит декларативный характер. И именно, этот недостаток ТА я постараюсь частично исправить в следующей главе.


 
Сайт управляется системой uCoz